На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наша дискотека

26 403 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Ф
    Она пела ещё на португальском, неаполитанском и своем родном языке венето. И в сумме будет 9 языков. 😁Здравствуй, носта...
  • Евгений Краснов
    Молодость - надежды - давноВИА Аракс Всё, ка...
  • Эдуард Чалко
    Белорусский метал–бэнд "УДАР"Разоблачаем! Да н...

"Поющие Гитары": первые шаги

...Осенью 1966 года Анатолий Васильев и его товарищи вернулись из Туапсе в Ленинград. Улучив момент, когда А.Броневицкий с «Дружбой» уехали на гастроли, музыканты решились показаться перед худсоветом Ленконцерта. Это произошло 5 октября 1966 года в ДК имени 10-летия Октября на Обводном канале.

События в тот день развивались драматично. Непривычная вокальная манера не понравилась худсовету, но директор Ленконцерта Г.М.Коркин неожиданно решил взять коллектив на работу.

Анатолий Васильев: «Худсовет нас, конечно, не принял бы, если бы Георгий Михайлович Коркин, директор Ленконцерта, не настоял на своем решении. Он был мужчина современных взглядов, имел крутой характер. Он выслушал мнение всех членов худсовета — а у них мнение было непонятное, они же не знали, как отнесется Коркин к тому, что мы исполняли, поэтому высказывались осторожно: вроде не певцы, но поют… и зачем поют?.. Тогда Коркин говорит: «Ну, товарищи, все высказались? А я скажу так: по-моему, дело очень перспективное!» И уже обращаясь к нам: «Мы вам дадим помещение, а через месяц вы сдадите сольную программу». Дали нам помещение в ДК им. Первой пятилетки. И через месяц мы сдали сольную программу…»

Георгий Михайлович Коркин был крепким хозяйственником, умевшим предугадывать развитие ситуации на несколько ходов вперед. До прихода в Ленконцерт он работал директором Ленинградского театра оперы и балета им. С.М.Кирова и, как рассказывают знающие люди, был уволен оттуда после того, как советский танцор Рудольф Нуриев сбежал за границу. Но Советская власть дорожила знающими людьми, поэтому Г.М.Коркин получил назначение на должность директора Ленконцерта. Оказавшись на новом месте работы, Георгий Михайлович сразу же столкнулся с А.Броневицким, который ощущал себя в Ленконцерте и царем, и богом, а директору отводилось место прислуги. Но Коркин, прошедший серьезную школу Кировского театра, был человеком искушенным в закулисных интригах. Потому он и решил принять на работу ансамбль Анатолия Васильева, чтобы создать А.Броневицкому конкуренцию, а заодно и себе жизнь облегчить, ведь невозможно руководить организацией, где есть вот такой Сан Саныч, от которого ты по большому счету зависишь.

Конечно, Г.М.Коркин в данной ситуации рисковал и своей репутацией, и статусом. Но «Поющие Гитары» оказались даже более кассовым коллективом, нежели ансамбль «Дружба». В итоге Коркину удалось серьезно ограничить влияние А.Броневицкого в Ленинграде.

«На вид Коркину было лет пятьдесят, - вспоминал Эдуард Кузинер, еще один музыкант, чье имя связано с «Поющими Гитарами». - Он был очень авторитарный человек. Он лез в художественные дела, что не нравилось тогдашним художественным руководителям «Ленконцерта» Тимофееву и Полячеку. Но у него был вкус. Там вся свора говорит «НЕТ!», а он говорит «ДА!». И он был прав всегда».

…Итак, Васильев с товарищами, ободренные неожиданной поддержкой директора Ленконцерта, начали срочно готовиться к премьере. К ансамблю присоединилась еще одна певица - Татьяна Калинина. Репетиции шли почти ежедневно и продолжались по десять часов.

«Я от Сан Саныча научился тому, что помимо стремления к хорошей музыке, надо делать так, чтобы песни смотрелись на сцене. «Дружба» — это был практически театр песни, что ни песня, то какая-то сценка», - рассказывал Анатолий Васильев.

Ставить сценографию новому ансамблю был приглашен известный в Ленинграде театральный режиссер Анатолий Шагинян (позже он эмигрировал из СССР и работал на «Радио «Свобода»).

За месяц музыканты подготовили более двадцати песен, среди которых – «Город детства» (Ф.Миллер, Т.Гилкинсон, Р. Дер – Р.Рождественский), «Эники–Беники» (А.Васильев – Генкин), «Тройка» (П.Булахов – В.Чуевский), военная песня А.Новикова и Л.Ошанина «Эх, дороги», кавера из The Beatles («Michelle», «Girl», «Hard Days Nights», «Can’t Buy Me Love») и The Shadows («Апачи», «Синяя птица» и «Тореро»), инструментальная обработка песни «Полюшко-поле», сделанная в стиле The Shadows. Из репертуара Marino Marini была позаимствована красивая мелодичная песня «Ну и что?» (русский текст к ней написал поэт Ю.Цейтлин). Разумеется, ансамбль не смог обойтись без популярнейшего танцевального шлягера того времени «Летка-енка».

Татьяна Калинина солировала в песнях «Стоят девчонки» (А.Колкер – К.Рыжов) и «Бабичка» (Л.Подешт – русский текст Г.Фере и Л.Лукьянова), а Галина Баранова исполняла песни «Люди уходят в море» (А. Петров - Ю. Панкратов), «Пусть летят журавли» (С.Пожлаков – Л.Лучкин). Находясь под впечатлением от просмотренного фильма «Дикая собака Динго», Анатолий Васильев сочинил собственную инструментальную пьесу «Дикая собака Жучка».

"Поющие Гитары". Фото из архива Анатолия Васильева

Как ни парадоксально, самой большой проблемой стало придумать название новой группе. После того, как были перепробованы сотни вариантов, Г.М.Коркин предложил назваться «Поющими Гитарами». «Хватит выдумывать! - сказал он. - Назовем так, как вас люди называют. По Ленинграду уже идет слух о новой группе, в которой все гитаристы поют, вот и будете «Поющими Гитарами».

Первый концерт ВИА «Поющие Гитары» состоялся 2 ноября 1966 года на студенческом вечере в Ленинградском Военно-механическом Институте. Первое выступление вышло комом.

Евгений Броневицкий: «Помню наш первый концерт в Военмехе. Нас там чуть не избили. У нас тогда аппаратура сгорела. Одна гитара звучала, и мы что-то блеяли под эту гитару. Кто выдержит этот позор? Теперь мне кажется, что это был сверху спущен такой тест, устроена проверочка...»

Однако свежесть аранжировок, звучание электрогитар, электрооргана, новизна репертуара были явным плюсом нового коллектива, и первый провал не разуверил музыкантов, а дальнейший успех показал, что они находятся на верном пути.

1 декабря 1966 года «Поющие Гитары» отправились на свои первые гастроли в Херсон.

Рассказывает Сергей Лавровский: «Эту поездку нам организовал администратор Ленконцерта Виктор Абрамович Коган, который потом стал директором «Поющих Гитар».

Он говорит: «Я вам сделал первую поездку. Мы едем в Херсон».

«Какой Херсон? У нас же ни плакатов, ни рекламы – ничего нет».

«Не волнуйтесь! Это я вам говорю! Меня буду встречать – не вас! Если я делаю, значит я делаю».

И вот мы приехали в Херсон. Нас встречал директор филармонии. Действительно, как положено, по большому счету. Но встречал он не нас, а своего коллегу Когана. А когда мы ехали в гостиницу, мы увидели, что через всю улицу на перетяжке было написано: «Приезжают советские Битлы!» И больше никакой рекламы! Но все билеты были проданы задолго до нашего приезда. А на концертах - переаншлаги! Народ с дракой, с боем, как говорится, брал эту концертную площадку. Это была заслуга Виктора Абрамовича. Он оттуда постоянно звонил в Ленконцерт, рассказывал, что на нашим концертах переаншлаги. И когда мы вернулись домой, так уже со славой вернулись!»

В конце декабря, буквально за пять дней до Нового года ансамбль сдал худсовету сольную программу и начал профессиональную работу в Ленконцерте.

Первоначальный состав ВИА «Поющие Гитары» был таким: Анатолий Васильев (гитара, вокал), Евгений Броневицкий (бас, вокал), Владимир Калинин (гитара, вокал), Лев Вильдавский (фортепиано), Татьяна Калинина (вокал), Галина Баранова (вокал), Сергей Лавровский (барабаны).

В дальнейшем состав не раз менялся, в ансамбль приходили новые музыканты, но стиль и образ, выработанные той осенью 1966 года, оставались неизменны. «У нас пели все, даже я пел соло, хотя никогда голосом не блистал. Но основной звук, основную краску давали солисты. Такая стилистика сохранялась всегда, и это выделяло музыку «Поющих Гитар» среди эстрады того времени», - объяснял музыкальную особенность своего ансамбля Анатолий Васильев.

«Поющие Гитары» очень быстро обрели всесоюзную популярность. Музыковед Аркадий Петров объяснял успех ансамбля той неповторимой линией, которая присутствовала даже не столько в репертуаре, сколько в саунде «Поющих Гитар»: «отчетливая суховатая игра барабанов, перебивающие их рисунки ритм-гитары, специфические битовые пассажи соло-гитары, остро акцентированное, гораздо более экспрессивное, чем прежде, звучание вокальных партий. Так в те годы не звучал на советской эстраде ни один песенный коллектив».

Анатолий Васильев объясняет популярность «Поющих Гитар» более житейскими причинами: «То, что мы делали, легло на душу людям. Они хотели слушать эту музыку, и мы давали им ее слушать».

А свой день рождения "Поющие Гитары" с той поры отмечают 5 октября, потому что именно тогда началась их профессиональная жизнь.

(из книги Владимира Марочкина, Натальи Сычевой и Андрея Игнатьева "Песни нашего поколения. Шестидесятые".)
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх