На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наша дискотека

26 404 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Ф
    Она пела ещё на португальском, неаполитанском и своем родном языке венето. И в сумме будет 9 языков. 😁Здравствуй, носта...
  • Евгений Краснов
    Молодость - надежды - давноВИА Аракс Всё, ка...
  • Эдуард Чалко
    Белорусский метал–бэнд "УДАР"Разоблачаем! Да н...

Максим Ляшко: скоморох русского рока

Максим Ляшко
Максим Ляшко

Максим Ляшко − живой и прекрасный артефакт перестроечной эпохи. Слушая его песни того времени, автоматически переносишься в эпоху квартирников, нарастающей свободы, ловишь ощущение ветра перемен. Через набор этих точек времени и пространства Ляшко сцепляется с миром и слушателями, которые у него в основном остались с тех лет. В мире это называется аутсайдерская музыка, лоу-фолк. Для нас это история.

 
Альбом с песнями Ляшко, записанными в конце 80- начале 90-х
Альбом с песнями Ляшко, записанными в конце 80- начале 90-х
 

Максим Аркадьевич, кажется, учился на актера в мастерской Табакова, профессионально играл в футбол, потом забросил его и стал петь песни. В его квартире на Шаболовке дверь всегда была открыта. Тусовки, выпивка, концерты, практика скоморошества. Потом в начале 90-х Макс спасается с семьей в деревню в Тверской области на Селигере. Там он работает футбольным тренером, живет в православной вере. Изредка играет концерты в столице.

Видео 80-х годов с Ляшко к сожалению нет, вот клип «Шлем», кажется, из тех времен, но тут от Макса только голос:

Я − не ярмарка игрушек, я − не юрмалка песнюшек, я − не якалка в эфир… я − горемыкалка в миру

Скоморох. Так, если бы мы представляли точно, кто это такие, легче всего определить Ляшко. Хотя тут опять же включается пресловутая игра определения и самоопределения. Он сам говорит об этом. Он сам выцепил эту форму человекожизни из исторического пространства. Хотя, шут его знает, каков он в жизни. Судя по одноклассникам и прочим, которые пришли на концерт – вполне нормальный человек. А что же на сцене?

А на сцене большой, с необычным лицом, просто одетый человек. Немного играет под нездорового, как-то странно клонит голову и поглядывает в зал. Вспоминается Петр Мамонов. Играет по разному – то держит гитару как балалайку и звучит она как гусли или колокола: играет одним указательным пальцем, двигает открытые аккорды по грифу без баре. То играет вполне традиционно, а это у него получается качественно и красиво.

Есть несколько пластов, которые использует герой. Первый – это тематика и дух конца советской эпохи, перестройка. Через это открывается тема человека и массы, государства, строя. Бунтарство против существующей власти и власти вообще. Сюда примыкает более личностно окрашенная - тема Афгана – самое колючее, клокочущее и, тем не менее, вызывающее сомнения место в творчестве Ляшко. Не знаю, был ли герой в Афгане… 


Еще Ляшко поет об удивительно красивых вещах. Может быть, опять же, я тут все обличняю, но это я называю настоящей поэзией. Это такие фантасмагорические тексты-песни, которые ни на что не похожи, и у всех всегда получаются одинаковыми и, по крайней мере, у меня всегда вызывают похожие чувства. Это когда персонаж срезает своим острым зрением пласты внеличностного. Это всегда словотворчество. Это всегда самый предел русскости. Это свет и светлое. Такие песни есть у Ляшко, и за это ему большой поклон, потому что такого очень мало или почти вообще нет в доступном мне обозрении – там, куда можно сходить и послушать или где это можно взять и … в общем употребить) Приложить к себе) воспринять от человека. Потому что это все разлито в природе, а вот чтобы человек это передавал – это большая редкость.

Христианство Ляшко. На самом деле тут очень много всего сразу, и как-то округлять – мало смысла. Тут и историческая преемственность – покаявшийся скоморох, и желание взрослого человека укрепиться в жизни. Плюс никому не ведомый личный опыт.

У Ляшко очень мало форматных песен. Большая часть – кончается неожиданно, только-только начавшись. Похоже на частушки. Хотя может быть и еще какой-то жанр, мне не ведомый. В этом – и борьба с признанием. Невозможно никуда эти песни пристроить. Привычный ум об них стукается.

Вот шикарный блюз, который начинается с зарисовок футбольного матча и разворачивается в фантастическую пастораль:

Играет Ляшко так, что слышно только ему и совсем немного – другим. Многие песни – как будто подслушиваем, даже не удобно как-то. Крохотные песни – как вырезки из симфоний. Множество запоминающихся мелодий, вполне подпевных и воспроизводимых. Как будто круглый лес кружится, и между деревьев выскакивают трели птиц и тут же уносятся дальше. Красивые мелодии!

В 2015 году вышел неожиданный альбом «Восвояси», где песни Макса очень деликатно аранжированы другими музыкантами. 

 

 

Ляшко надо, как порядочному Адаму, как поэту настоящему, пропустить через себя все существующее, чтобы оживить, все знаки утвердившиеся, чтобы выпустить на волю новое, личное, живое видение. Личные алфавит, календарь…. 

Послушать творчество Максима Ляшко стоит хотя бы потому, что в таком направлении нет ничего подобного или очень мало.

Большой концерт-интервью Макса на ТВ с Ксенией Стриж 2010 год:

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх